КТО БЕСПРАВНЕЕ – РОДИТЕЛИ ИЛИ УЧИТЕЛЯ?

Проблема в одной из каховских школ опять поставила ребром вопрос, кто в школе хозяин — дети, родители, учителя или директор?

Конфликты с участием учителей гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников и зачастую не выходят за пределы учебного заведения. Накануне в газете «Каховские Новости» (№ 6 от 15.02.18 г.) вышла статья о противостоянии между учителем математики с 30-летним стажем Валентиной Вильк и, исходя из публикации, директором школы и родителями, учащихся у нее детей. Конфликт этот тянется еще с 2016 года, и время от времени битва переходит из вялотекущего состояния в «горячую» фазу.

Учитель считает, что ее «подвергают травле» и попросту хотят выжить из школы любыми доступными средствами, так как на ее место, готовятся “посадить” другого кандидата. Куда идти педагогу предпенсионного возраста? Вот и терпел учитель до последнего, пока не выдержал напряжения и не попал в психоневрологическое отделение областной больницы.

В свою очередь, родители детей, которые донедавна учились у Валентины Вильк, уверяют, что терпели как раз — они, а личность директора, вплетенная в рассказ учителя математики, используется лишь для сгущения красок и придания политического подтекста ситуации.
— Из написанного можно подумать, что виноват директор. Но это не так. При любой возможности вешать всех собак на директора — неправильно. И тот вынужден метаться между двух огней: учительским коллективом и родители учеников, — говорит один из родителей Ирина Токарь. — Мы, родители 8-А класса ООШ № 4, были крайне возмущены лживой информацией, опубликованной в «КН». В статье Валентина Григорьевна обвиняет директора, хотя на самом деле этот вопрос подняли мы, родители, которым не безразлично будущее наших детей.

По словам женщины, от преподавателя математики отказалось два класса и, возможно, это не предел, так как конфликт длится более двух лет. В определенный момент родителям и вовсе пришлось посещать уроки наравне с детьми, чтобы исключить возможность необъективного и предвзятого отношения к ученикам со стороны преподавателя.

— Валентина Григорьевна была нашим классным руководителем и учителем математики. Она не давала знания детям, оскорбляла их, не выполняла своих обязанностей классного руководителя. На основе нашего заявления (18 родителей из 24 подписали) была проведена проверка, по итогам которой с нее сняли классное руководство. Из-за этого она начала мстить детям на уроках математики. После этого, мы родители, вынуждены были, с разрешения администрации школы, установить график посещений уроков математики.

Кроме того, Валентина Григорьевна, приглашала свою дочь, которая вела видео- и фотосъемку несовершеннолетних детей без нашего ведома. Она неоднократно угрожала ученику. Но в любом случае нужно было найти консенсус с родителями, а не выносить «сор из избы», разбрасываясь обвинениями, — резюмировала родитель.
У руля школы находится Галина Гондарева, донедавна поддерживающая «внутренний мир» в школе. Отчасти это позволяло конфликтам не выходить за ее стены.

— Информация, изложенная в статье, не соответствует действительности и не проверена, как всегда это происходит у журналиста без профессиональной этики, газеты «Каховские новости». Во-первых, моя общественная, политическая и депутатская активность началась в 2004 году, и никак не связана со школой, — говорит Галина Викторовна. — Во-вторых, лично у меня конфликта с учителем нет, есть требования и претензии к профессиональной деятельности педагога, которые не принимаются ею во внимание: невыполнение учебного плана, репродуктивные и несовременные методы обучения, низкий уровень знаний учащихся.

Учитель не имеет уважения к детям, часто их оскорбляет, относится пренебрежительно. Как вы думаете, чем «отблагодарят» дети? Создание таких условий на уроке не мотивирует учащихся к обучению, не развивает их способы мышления. Это все говорит о том, что учитель остановилась в своем профессиональном развитии, снизила свое педагогическое мастерство. Все нарушения, которые я перечислила, являются нарушениями Закона об образовании. А в профессиональной терминологии психолога, называется «психологическое выгорание и педагогическая деформация», — рассказала директор школы.

По мнению Галины Гондаревой родители также в состоянии оценить качество преподавания предмета, даже если конфликта по нему не возникает. Но кроме оценочного мнения родителей, был проведен ряд проверок, подтвердивший их обеспокоенность. Кроме того, со стороны учителя был применен целый арсенал средств, оказывающих негативное влияние на школьное сообщество.

— Поддерживаю не только родителей 8-а класса, есть и другие недовольные. Все 8 обращений проверены и факты подтверждены. Для решения конфликта, необходимо сначала иметь желание его решить, а не давить и запугивать родителей. Нельзя всегда быть уверенной в своей правоте, а еще хуже выставлять себя «жертвой» ситуации. Решение конфликта найти совсем несложно. Нужно осознать, что учитель обязан предоставлять качественные образовательные услуги и личным примером утверждать уважение к ценностям правды, справедливости.

Всем участникам образовательного процесса необходимо выполнять правила и самое главное — любить тех, кого учишь и воспитываешь, — считает Галина Викторовна.

Учитель сам понимает, что как педагог, как человек со значительным жизненным опытом — не смог решить ситуацию. Но, в то же время, снимает с себя даже малейшую долю ответственности, отрицая возможность того, что мог быть в чем-то не прав, аргументируя свой взгляд лишь трудовым стажем — «за 30 лет работы таких проблем не было». Тем не менее, нельзя отрицать, что ситуация, в которую попал педагог, — непростая, и любой, даже очень опытный человек, вряд ли сумеет решить ее самостоятельно.

Любой директор школы будет выполнять сценарий отдела образования и заниматься, прежде всего, своей прямой функцией — обеспечением слаженной работы коллектива и школы в целом на благо «потребителей знаний» — учеников. Конечно, могут возникать нюансы, связанные с личностью конкретного руководителя, но это очень ограниченные должностные рамки: отойти далеко от которых, ни один директор не может. И что должен делать руководитель, если один из его подчиненных выпадает из процесса? Директор школы выступает в этом вопросе, прежде всего, на стороне родителей, которые, судя по неоднократным заявлениям и отказе уже двух классов, выступили против Вильк. Это весомый аргумент, если не в пользу неправоты учителя, то в пользу бесперспективности его борьбы.

Как отметила Галина Гондарева: профессия педагога — выжигающая. Согласно некоторым исследованиям, учителя со временем профессионально выгорают, и случается это вдвое чаще, чем даже в правоохранительных органах. Так что если стаж, исчисленный несколькими десятилетиями и отображается в плюс к зарплате, то в плане профессиональных качеств — вопрос спорный и индивидуальный.

Сергей Макогон.

Дякуємо за відгук! Ми цінуємо вашу думку!

Pin It on Pinterest