Сергей Хлань: «Нужно говорить правду»

100 дней при должности – чисто условный срок, который дается, чтобы мы поняли куда будет двигаться и что делать человек при власти. Понятно, за это время он не сможет свергнуть горы и совершить подвиги хотя бы в силу того, что треть этого срока уходит на организационные вопросы. Иногда государство сравнивают с кораблем, а период после выборов можно сравнить с периодом, который уходит на то, чтобы команда заняла свои боевые места. Чем больше корабль – тем больше времени, что уж говорить про государство. И, продолжая аналогию, сто дней при власти вполне сравнимы с направлением движения корабля.

Избранный нами народный депутат Украины Сергей Хлань дает первое интервью после победы на прошлогодних выборах. Правда, прошло чуть больше ста дней, но в силу объективных обстоятельств раньше мы просто не могли с ним поговорить – он был с рабочим визитом в США.
Про результаты ста дней мы у С. Хланя не спрашивали, поскольку и так его направление движения очевидно, оно полностью совпадает с предвыборными обещаниями – развивать агросектор, недопустить приватизацию Каховского магканала, привлечение инвестиций в оросительную систему. Благодаря ему, уже второй раз в истории Каховского района увеличивается размер аренды, теперь до 1500 грн./га.

В общем, пока направление движения верное. Поэтому мы решили поговорить «о вечном» – как жить дальше?   

 Будет лучше, если я буду врать и уверять, что все хорошо, что проблем нет? Это наша общая беда – мы сами себя обманывали, живем иллюзиями, боимся посмотреть правде в глаза.

Стремление к бесплатному слишком дорого обходится

– С 1 апреля тарифы на коммунальные услуги выросли и вопрос – как быть людям? Как выживать?
– Скорее всего, я вас разочарую, но не могу одним предложением, одним советом ответить на этот вопрос.

– Хорошо, тогда ответьте – почему власть решает проблемы за счет простых людей? Ведь рост тарифов – это удар по простым людям.  
– Будете удивлены, но увеличение стоимости коммунальных услуг как раз является помощью простым людям. Вижу, хотите меня перебить, потерпите минутку, все сейчас объясню.
Тариф у нас всегда был ниже себестоимости услуг, и его всегда компенсировало государство – покрывало разницу коммунальным предприятиям.

– Вынуждена перебить, объясните на примере.
– Хорошо. Вот наш «Котельщик» потребил газ на пять миллионов гривен, подал людям тепло, но даже при 100% оплате он вернул только 2 миллиона. Как он будет газ закупать на следующий сезон? Откуда деньги возьмет?

– Ему даст государство из бюджета?
– Правильно. Теперь следите за мыслью дальше. Но ведь этими услугами пользовались и богатые, и бедные, и, как правило, богатые больше потребляли услуг. Тот же газ, к примеру, а значит бюджет будет покрывать их расходы за счет всех нас. Ведь деньги в бюджете – это наши налоги.
В любом случае, мы оплачиваем полную стоимость того же газа – либо через налоги, как это было раньше, либо напрямую, как сейчас.

– Вы хотите сказать, что тарифы просто подняли до себестоимости?
– Да, правильно.

– Понятно, но как это поможет простым людям?
– Субсидии, целевые адресные субсидии. Раньше государство давало субсидии коммунальным предприятиям, т.е. всем, в том числе и богатым, а вот целевые субсидии – это помощь конкретному человеку. В зависимости от его доходов, человеку будет компенсироваться до 70% стоимости коммунальных услуг. Тарифы будут дорогими, но большую часть будет компенсировать государство.

– А денег хватит у государства? Ведь постоянно говорят, что в бюджете денег нет.
– Хватит. Когда разницу в тарифе компенсировали коммунальным предприятиям, государство субсидировало 100% населения. При целевых субсидиях это будет в пределах 60%. Экономия составит 40%, это миллиарды гривен.

– Вы уверены, что субсидии будут?
– Да, уверен, иначе нас ждет социальный взрыв. Не думаю, что это выгодно правительству. Оно отлично понимает тяжелое положение экономики и людей.

 Невозможно одновременно сидеть на двух стульях – высокие бюджетные расходы и низкие налоги. Нужно выбирать что-то одно.

Обманываем сами себя

– Как жить с таким ценами и доходами? Что делать?
– Вы опять ждете от меня простого ответа? Сегодня проводил встречи с врачами и откровенно им сказал – государство банкрот, что нет простого выхода из тупика, в который мы шли два десятилетия.

– Вы довольно откровенно прямо говорите, что у нас плохи дела…
– Будет лучше, если я буду врать и уверять, что все хорошо, что проблем нет? Это наша общая беда – мы сами себя обманывали, живем иллюзиями, боимся посмотреть правде в глаза.

– А какая правда? В чем она?
– В том, что мы сами виноваты. Все мы. Вам не кажется странным, что время идет, а проблемы все те же – низкие доходы, высокие цены, правительство живет «на другой планете»? Вы никогда не задумывались, может мы что-то не так делаем?

– Может и так, но как понять, что же мы делаем неправильно?
– Приводили к власти политиков-популистов, которые обещали золотые горы. Вам говорили, что поднять пенсию и зарплаты бюджетникам, но при этом снизить налоги –
нереально. Нет, никто не говорил. Но тот же Янукович обещал это одновременно, и за него голосовали. В итоге получили и зарплаты нищенские, и драконовские налоги, и уничтоженную экономику. Невозможно одновременно сидеть на двух стульях – высокие бюджетные расходы и низкие налоги. Нужно выбирать что-то одно.

– Хорошо, а как же быть учителям, врачам, пенсионерам? Как им жить?
– Все хотят получать много, правда? Но откуда в экономике появляются деньги? Где эта ресурсная база, которая дает нам деньги на медицину, на образование, культуру? Откуда?

– Из бюджета?
– А как они туда деньги попадают? Кто их туда ложит?

– Налоги?
– Да, но и это только половина правды. Вторая половина – как брать эти налоги? У кого?

– У предпринимателей?
– Да, и здесь у государства есть два варианта – выжимать из бизнеса все соки, как поступали регионалы. В таком случае предприниматели начнут просто сворачивать бизнес и уходить «в тень». Будет сокращаться количество рабочих мест, падать зарплата, а значит будут меньшими налоговые поступления. А ведь пенсии нужно платить, бюджетникам. Значит, давление на бизнес станет еще больше, что еще больше спровоцирует уход «в тень».

– И что дальше?
– Экономика схлопывается – это сейчас с нами и происходит. Низкие зарплаты, огромные цены, дефицит рабочих мест – это последствия управления регионалов.

– Второй вариант какой?
– Второй вариант – дать бизнесу возможность развиваться, уменьшить налоги и давление государства. Со временем происходит постепенный рост количества предприятий, рабочих мест, зарплат и налоговых поступлений. Все наши проблемы от низкой платежеспособности людей, а поднять ее, увеличивая зарплаты бюджетникам, – невозможно. Откуда деньги на это брать?

– Из бюджета?
– Мы с вами опять по кругу идем. Деньги в бюджете не сами собой появляются, они там появляются от предпринимателей. Экономику пенсионеры и бюджетники не развивают, они только потребляют. Развивают экономику предприниматели, бизнесмены.

– Почему же этого никто не делает?
– Политики хотят понравиться избирателям и поэтому постоянно говорят об увеличении зарплат и пенсий. Это популярно, это нравится народу. О предпринимателях, о налогах – об этом никто не говорит, потому что у нас все еще преобладает негативное отношение к предпринимателям.  Но как только страна прекращает играть в популизм, она сразу же добивается высоких результатов. Это правило без исключения – Германия, Южная Корея, Япония, Сингапур, Грузия, они прошли именно этот путь.

– А мы пойдем?
– Очень на это надеюсь. Но этот путь приведет к снижению уровня жизни сегодня, что сильно ударит по рейтингам политиков.

– Почему же вы об этом говорите? Не боитесь отпугнуть людей?  
– Не вижу смысла врать. Вот к этой ситуации нас привела именно ложь, стремление понравиться. Пора говорить правду. Тем более, уже такая острая форма болезни, что у нас и выбора особого нет.

– Вы серьезно?
– Оглянитесь вокруг, какой вопрос не подними – проблема. Без исключения. Их так много, они так переплетены между собой, что поднимаешь одну, а за ней уже тянется следующая, без которой первую решить невозможно. И так до бесконечности.

– И какой же выход?
– Разорвать порочный круг неисполнимых обещаний и говорить правду.

– А вы говорите правду своим избирателям?
– Ко мне очень часто обращаются за материальной помощью. Денег у людей мало, проблем много, поэтому просят и 500, и 1000 гривен, и больше. За три месяца просили помочь деньгами на общую сумму более миллиона гривен. К концу года будет миллионов пять. Где я их возьму?

– Не знаю…
– Я тоже. Мне нужно либо воровать с бюджета, либо брать взятки, но вы понимаете, если люди начинают воровать – невозможно остановиться. Вы хотите, чтобы я воровал?

– Глупый вопрос.
– Именно! Поэтому я не хочу давать деньги. Но ведь люди привыкли, если ты депутат, значит обязательно раздаешь деньги, никто не задумывается – где же он их взял? Поэтому многие обижаются, когда отказываю. Обижаются на правду. Вот вам один пример. Второй – у нас должна быть платная медицина.

 Но как только страна прекращает играть в популизм, она сразу же добивается высоких результатов. Это правило без исключения.

За все нужно платить

– Ого, вы поднимаете такие темы, какие политики всегда боялись затрагивать. Думаете, люди к этому готовы?
– Не важно, готовы люди к этому или нет, это произойдет вне их желания. Вы готовы к войне? Вот здесь точно также. Да что там далеко ходить – у нас зима всегда неожиданно приходит, разве не знаете?

– Жесткий ответ на самом деле.
– Это я так, чтобы вы понимали наше положение. Теперь немного смягчу. На самом деле, более 60% людей готовы платить за качественные медицинские услуги. Так что люди готовы.

– Как стоматология?
– Прекрасный пример. Стоматологию можно считать пилотным проектом для всей медицины.

– Но в таком случае, наверно, люди должны меньше налогов платить?
– Абсолютно правильно. Сейчас часть налогов идет на содержание медицины, а раз она будет платной, значит эту часть людям нужно оставлять.

– Еще пример дадите?
– (Смеется) Смотрю, вам понравилось.

– Да, вы говорите такие вещи, которые даже по телевизору не услышишь.  
– Вот пример, у нас устаревшая, гнилая, просто ужасная пенсионная система. Сегодня на одного рабочего приходится два пенсионера, т.е. он должен ежемесячно зарабатывать на троих людей. Это нереально. Поэтому у нас в ПФ постоянная дыра, ради ее «затыкания» правительство забирает деньги с казначеского счета.

– Это когда говорят, что деньги есть, но они заблокированы казначейством?
– Да. Деньги городов правительство забирает из казначейского счета, отдает его ПФ, затыкая дыру, забирая деньги у наших дорог, больниц, детсадов, культуры, образования. А завтра дыра появляется опять, и так до бесконечности.

– И что же делать? Поднимать пенсионный возраст?
– Вот это делать и не обязательно. Нужно переходить на накопительную систему, когда каждый отчисляет на свой личный пенсионный счет – это нужно было делать уже вчера.
Если мы этого не сделаем сегодня, завтра на каждого работающего будет уже три пенсионера, послезавтра – четыре, а потом – крах. Потом вообще пенсий не будет ни для кого. Вообще, понимаете? Мы к этому идем очень быстро и уверенно. Но об этом опять никто не говорит.

– Печально.
– Не то слово, но именно поэтому нам нужно говорить правду.

– Какую проблему общества вы поставите на первое место?
– Огромный дефицит доверия, просто огромный. Друг к другу, к власти, даже к себе. Слышали ведь – «а что от меня зависит…»

– Неожиданно. Вы думаете, доверие как-то влияет на уровень жизни?
– Напрямую, это один из основополагающих факторов.

– Прошу пример, у вас это хорошо получается.
– Пример минимального уровня доверия – маршрутка, где передают на проезд через незнакомых людей. А теперь представьте отсутствие и этого уровня доверия. Каждый должен подойти к водителю, чтобы заплатить, протолкаться, тащить за собой сумки. Водитель будет ждать, пока не заплатит последний пассажир. И так не слишком приятная поездка станет просто невозможной из-за отсутствия доверия.

– Вы знаете как ездят в маршрутке?
– Конечно. До 2000 года я преподавал в обычной школе математику и жил на зарплату учителя. В том числе и в 90-е годы, поэтому все прекрасно понимаю.

– Что вы можете посоветовать людям?
– Понять, что ничего просто так не бывает, за все нужно платить, любая наша «хотелка» всегда требует расхода ресурсов, которые еще нужно заработать. Все стоит денег, и наше стремление бесплатного слишком дорого для нас обходится.

– К сожалению, мы не успели поговорить про визит в США, хотя наверняка там было много интересного, затронуть темы децентрализации, административно-территориальной реформы, образования и культуры, продажи земли. Надеемся, что следующий наш разговор будет таким же откровенным.

Беседовала Анна Садовая.

Дякуємо за відгук!

Pin It on Pinterest