«Жити по-новому» или Хитрости новых налогов

29 января состоялась 68 сессия городского совета, которая продлилась более шести часов. Причиной такого рекордного по времени заседания стало обсуждение вопросов касательно установления ставок на новые налоги.

Так как вопрос установления ставок в Каховке на новые налоги очень серьезный и достаточно противоречивый, считаю своей обязанностью донести до жителей нашего города суть новых налогов и нашу позицию касательно голосования по вопросам об установлении ставок по этим налогам. Тем более, что напечатанные в прошлый четверг в каховских газетах статьи по этой теме вызвали неоднозначные мнения и массу вопросов, так как тема была раскрыта очень поверхностно.

Налоговая реформа в Украине была призвана обеспечить гражданам и бизнесу серьезные налоговые послабления, либерализацию бюрократические процедур, ликвидацию избыточных проверок и т.д. Тем не менее, принятые в конце декабря изменения в Налоговый кодекс превратились в лихорадочный поиск дополнительных источников наполнения бюджета. И, наверное, поэтому во вступивших в силу с 2015 года налоговых новациях крайне мало логики.

Например, это появление 5% акциза на розничную торговлю топливом, 3,2% – на электроэнергию и дополнительного импортного сбора в размере от 5 до 10%, что  коснется природного газа, угля и даже гуманитарной помощи, и все это, естественно, ляжет на плечи бизнеса и потребителей. Введение нового налога для автовладельцев, увеличение до 20% верхней границы прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц, повышение ставок по оплате за землю, введение кассовых аппаратов для предпринимателей II и III групп  (стоимость одного аппарата составляет 5-7 тыс. гривен, а также до 200 гривен в месяц обойдется его обслуживание), что явно вызовет очередную волну общественного недовольства. Увеличение до 20% ставки к начисленным процентам, дивидендам и инвестприбыли, что вызовет отток средств из банков. Установление неограниченного срока для военного сбора, эффективность и контроль распределения которого под очень большим знаком вопроса. Список подобных «покращень» можно еще долго продолжать, поэтому предлагаю остановиться непосредственно на ставках по новым налогам, полномочиями принимать которые наделили местные советы.

Под видом децентрализации власти и предоставления местным советам дополнительной возможности пополнить свои бюджеты, изменениями в налоговом кодексе: во-первых, уменьшены льготы для налогообложения по жилой недвижимости на квартиры до 60 кв.м и дома до 120 кв. м (включая сараи, навесы и другие хозпостройки), все, что свыше – облагается налогом. Во-вторых, установлен новый налог на нежилую недвижимость как для физических, так юридических лиц. Также нам предлагалось увеличить ставку единого налога до 20%.

Считаю налоги, перечисленные в последнем абзаце, абсурдными и социально несправедливыми. Приведу несколько из основных аргументов, озвученных на сессии.

Во-первых, полностью отсутствует база налогообложения (квадратура всей жилой и не жилой недвижимости) по данным видам налогов, то есть, ни один чиновник не смог сказать на сессии о каких цифрах идет речь и какая сумма поступит в результате принятия этих налогов в бюджет. Получается, нужно было голосовать наугад, «втемную», не имея числового выражения.

Во-вторых, почему люди и субъекты хозяйствования должны повторно платить налоги, ведь они их уже заплатили, когда приобретали (строили) свое жилье, свое предприятие, объект сферы услуг или какую-либо другую недвижимость, да, к тому же, теперь еще и ежегодно.

В-третьих, какую бы ставку налога мы не приняли, ее сумма в итоге ляжет на конечного потребителя, так как субъекты хозяйствования включат эту сумму в стоимость товаров и услуг, то есть тех же собственников этой недвижимости, особенно не жилой.

И четвертое. Даже если и пойти на такое кардинальное решение по принятию этих налогов для пополнения бюджета и содержания за эти средства бюджетной сферы, как говорит правительство, этого ведь все равно не произойдет. Эти деньги по «отлаженной» схеме направят на коммунальные предприятия, которые, как бездна, сколько не дай, все выбросят «в воздух», на выплаты доплат и премий руководящему составу исполкома, на очередные «виртуальные» проекты исполкома, на закупку мяса по 85 грн. за 1 кг и других продуктов по «интересным» ценам для питания детей в школах (это факт удалось выяснить во время сессии), и на «решения» подобных вопросов. Примеров больше, чем достаточно, не буду утомлять читателя.

И это все тогда, когда курс доллара вырос в 3 раза, производство снизилось почти до нуля, зарплаты не растут, а то и снижаются, и многое другое. Мы что, жить лучше стали? Или у нас доходы выросли? Получается, у государства недостаточно средств, и оно успешно, под видом долгожданной и обещанной «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ власти…,» предлагает местным советам принять новые налоги, а тем временем перераспределяет уже существующие и стабильно поступающие в бюджет для развития города в свою пользу (в общий фонд бюджета). Что на деле выглядит следующим образом: «А ну-ка, депутаты местных советов.., примите новые налоги.., разденьте уже и так обложенных со всех сторон граждан (предпринимателей)…и живите счастливо.., пополнив местный бюджет (чтобы чиновникам было откуда поживиться), а то он что-то опустел в последнее время..!!!»

И за это «покращення» я как депутат городского совета должен проголосовать, потому что сверху спустили.  Поэтому наша депутатская группа в составе семи человек (всего в горсовете 36 депутатов) выступила с инициативой принять по указанным налогам нулевые ставки для каховчан. Но не тут-то было. Наш мэр А.Карасевич  в этом «налоговом спектакле» решил «не пасти задних». Под предлогом пополнения бюджета для оплаты зарплат учителям, детского питания в школах, благоустройства города и подобных манипуляций, он настойчиво пытался «протащить» принятие эти новых дополнительных налогов для каховчан.

Хотя в действительности он, заручившись поддержкой нашего народного депутата, должен ехать в комитеты Верховной Рады, министерства и добиваться своевременного поступления государственной субвенции, предназначенной для решения этих социальных вопросов. Выяснять, оплата каких расходов входит в эту субвенцию, а каких нет, и при необходимости добиваться выделения дополнительных средств. А не сидеть на месте, пытаясь обложить новыми налогами каховчан. Но, несмотря на все эти аргументы, ему удалось «убедить» большинство депутатов в необходимости утверждения предложенных исполкомом ставок на налоги. Только после долгих и напряженных споров, перерывов нам, все-таки, удалось отстоять свою позицию.

В результате чего ставку единого налога оставили на уровне прошлого года, для жилой недвижимости приняли ставку налога 0%, а для нежилой недвижимости ставку не приняли вообще, так как наше предложении не прошло, а предложение А.Карасевича установить ставку не набрало нужного количества голосов. Несмотря на то, что голосование состоялось, мэр не закрыл сессию, и на следующий день повторно «собрал» депутатов для принятия ставки налога на нежилую недвижимость.

С депутатами «поработали», и в пятницу на заседании все, как один, голосовали «ЗА» введение этих налогов. Противников этого решения в этот раз осталось уже только трое от предыдущих семи. Несмотря на такое меньшинство, мы решили твердо отстаивать права наших избирателей.
Как результат: решение о введении ставки на нежилую недвижимость принято не было. По регламенту Каховского городского совета одно и то же решение может рассматриваться не больше двух раз в течение года, поэтому исполком больше в этом году не имеет права выносить это решение. Если, конечно, не пойдет на нарушение закона.

Благодарю за сотрудничество депутатов, занявших принципиальную позицию, которую они не изменили, даже под давлением со стороны мэра и коллег-депутатов, и не дали принять эти абсурдные и социально несправедливые налоги.

Павел ФИЛИПЧУК, депутат городского совета.

Дякуємо за відгук!